МКОУ Аргашская начальная школа

Здравствуйте, уважаемые гости нашего сайта!

Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте Аргашской школы.


Исследовательская работа
Независимая оценка
Уважаемые родители! Вы можете стать участником независимой оценки качества образовательной деятельности. Для этого создана возможность электронного он-лайн опроса (голосования), расположенного в сети Интернет на сайте Рейтинг школ Ульяновской области по адресу: рейтинг-образовавние73.рф. Процедурой голосования предусмотрена оценка образовательной деятельности по 4 критериям. После выбора значения показателя необходимо отправить данные. Спасибо за участие в опросе!

Меню сайта

Новости

Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Праздники
Православные праздники

Праздники России
Праздники России

Статистика
Количество дней работы сайта

Ссылки на сайты
Президент России Правительство Ульяновской области Комитет по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области Рейтинг школ Блог министра образования Ульяновской области Уба Екатерины Владимировны Блог заместителя министра образования Ульяновской области Балашовой Ирины Владимировны Блог директора Департамента административного обеспечения Министерства образования Ульяновской области Кудряшовой Ларисы Викторовны Профессиональное образование в Ульяновской области
  • Управление образования
  • Про школу
  • УГСХА
  • Министерство образования Ульяновской области
  • Администрация района

  • Погода
    Аргаш

    Форма входа

    Приветствую Вас, Гость · RSS 23.05.2018, 10:02

      Вот  уже несколько лет в нашей  школе  работает отряд  «Поиск». В него входят учащиеся 5 – 9 классов.      
      Мы постоянно встречаемся со старожилами не только нашего села , но и  соседних сел. Интересуемся их историей. Так нас очень заинтересовал  забытый  всеми пятиглавый красавец   - Храм во имя Живоначальной Троицы в селе Пятино. 
           Весной 2010года нам организовали учителя нашей школы экскурсию в Саранск . По дороге мы и обратили внимание на  это архитектурное сооружение. Храм находится  в живописном месте в Присурье. Невдалеке – глухие сосновые леса. Местность как в русской сказке. Когда там проезжаешь, трепещешь от окружающей красоты природы и величия храма. Но в то же время чувствуешь печаль и уныние от вида вымирающей деревни, в окрестностях которой разрушается великолепная Пятиглавая церковь, Картина глубоко трогает душу. Такую красоту не увидишь нигде. Поэтому мы заинтересовались историей  этого храма.   
      Перечитали много разной литературы, встречались с коренными жителями села Пятино . Много интересного мы узнали из рассказа Махрова Виктора Серафимовича-это дедушка Елчева Олега ученика 9 класса нашей школы . Олег – лидер отряда «Поиск». 


         Виктор Серафимович родился и вырос в селе Пятино и работал председателем сельского совета. Много помнит о церкви из своей  жизни, а много из рассказов земляков-старожилов. Вот что он нам поведал:     
    «Пятинская церковь – крупнейшее из сохранившихся до наших дней храмовых сооружений. Расстояние от земли до крестов на куполах около 25 метров. Портики с шестью колоннами с каждой стороны здания. Массивные двухстворчатые дубовые ворота на накованных петлях. Своды подпирают высокие коринфские колонны. Из центра главного купола свешивается длинная цепь, на которой висело когда-то паникадило. Сохранились фрески на стенах и верхняя  ажурная часть алтаря. Хотя какие-то вандалы испоганили стены нецензурными  надписями, выкололи глаза на ликах святых и изрыли ямами весь пол (видимо, в поисках сокровищ) - храм и сегодня прекрасен.

     

          Строить его начали  в 1823 году на средства пятинской  помещицы  Анны Ивановны Анненковой и освятили спустя девять лет. Кто был авторм проекта – неизвестно. Предполагают, что крупнейший волжский  архитектор того времени, автор знаменитого кафедрального Троицкого собора Симбирска академик Коринфский. Именно таким пятиглавым задумывал первоначально зодчий свой Троицкий собор. По требованию заказчиков в Симбирском варианте оставлен один купол. Пятинская церковь – уменьшенный вариант того нереализованного проекта. Не случайно и имя она носила то же – Троицкая. Была трехпрестольной. Главный престол –во имя Троицы, в правом пределе - во имя праведника Симеона  Богоприимца и Анны Пророчицы, левый - во имя  великомученицы Екатерины. Приход считался одним из самых крупных в тогдашнем Карсунском уезде.  Троицкую посещали прихожане соседних деревень Тияпино, Васильевки,  Чаглов, Мамырова. В Пятине бытует предание, что само название села пошло от пяти маковок». 
        Но особенно нас заинтересовал его рассказ об одной из жительниц села, которая помнит службы в храме. «Покосившаяся избушка девяностолетней Таисии Любимовой  ближе всех к храму. Еще девочкой бегала в него на службы и была очевидицей поругания святыни: 
             - До революции пятинское имение принадлежало графине Екатерине Адамовне Ружевской. Ее родители отставной генерал Адам Адамович и  матушка Анна Дмитриевна – в девичестве Дашкова- приобрели Пятино у семейства Анненковых в середине XIX века. У церкви был родовой  склеп Ружевских. Последним в середине  тридцатых годов в Троицкой служил отец Сергей Жаринов. Когда храм закрыли, его выгнали, и батюшка с тремя дочерьми полгода жил у меня. Все надеялся, что храм снова откроют. Не дождался и уехал к себе на родину в Палатово. Вокруг церкви тогда еще был графский сад с кладбищем. Рядом стоял и каменный барский дом. Перед  войной его разобрал с разрешения властей один  из сельчан, сложив себе дом на другом конце Пятино. Потом колокола и иконы в Инзу увезли, а в церкви амбар сделали. Больше всех горевал тияпинский монах- отшельник  Максимушка. Жил он в келье-землянке. Одни его считали блаженным, другие - святым, третьи – ясновидящим, но никто дурного слова сказать не мог. Многим помог Максимушка. Умер он как раз накануне войны и завещал похоронить его в ограде храма. Потянулись к последнему приюту старца люди. Брали с могильного холмика щепоть земли. Говорили - исцеляет она разные недуги. И до сих пор приезжает сюда духовенство из Самары  и увозят с его могилы  землю. В сороковые годы два пятинских мужика разломали графский склеп на кирпич для печи. Нашли в гробу истлевший женский скелет в хорошо сохранившемся шитом бисером платье и с золотым браслетом на руке. Платье и браслет забрали себе, а прах выбросили. Тронуть Максимушкин погост у злодеев рука не поднялась. Сейчас на месте склепа лишь оплывшая яма. В стороне лежит надгробная  плита, но надпись на ней разобрать уже невозможно. Какой-то приезжий сердобольный молодой человек собрал несколько лет назад все останки из оскверненных могил и перезахоронил в могилу Максимушки, огородив ее заборчиком…


       Махров Алексей Викторович, когда-то изучавший историю своего края и храма, поведал нам ещё одну историю, связанную с Пятинским храмом:
     - До революции служил в храме отец Иоанн. Он приехал в Пятино с женой и восемью детьми из Пензы в 1910 году. Недалеко от храма приобрёли дом, работали по хозяйству сами, чем снискали уважение прихожан. По благословению родителей, сыновья Геннадий и Порфирий поступили вскоре в Симбирскую духовную семинарию.
       Семейную идиллию разрушила революция. 1 июня 1918 года исполком Карсунского совета объявил уезд на военном положении – началось наступление белочехов. 4 июля была создана местная ЧК, которой среди прочих дел поручили эвакуировать в Алатырь имеющиеся в уезде ценности. По сёлам отправились красноармейские отряды забирать из храма дорогостоящую утварь. В Пятине командированная ЧК группа обнаружила, что все иконы в золотых и серебряных окладах (а их здесь было немало – Троицкая церковь считалась самой богатой в уезде) исчезли. Один из крестьян выдал отца Иоанна. Кто-то якобы предупредил его о готовящейся реквизиции, и Ягодзинский спрятал святыни. Видимо, где-то недалеко, потому что времени оставалось мало. Обыскали весь храм и дом настоятеля, но ничего не нашли. На допросе отец Иоанн, несмотря на угрозы, молчал. Так, ничего у него не допытавшись, священника расстреляли. Отцу Иоанну шёл тогда 60-й год. Схоронили своего батюшку пятинцы в ограде храма, спасённого от разграбления.
         Разговоры о пропавших иконах ещё долго ходили среди пятинцев. Несколько поколений доморощенных кладоискателей изрыли весь пол в церкви, вдоль и поперёк перекопали кладбище. Но, кроме золотого браслета на скелете владелицы пятинского имения графини Ружевской, не нашли.
           Изучив дополнительную литературу по краеведению, мы так же узнали много интересного не только про храм, но и про судьбу семьи Анненковых

     

           Село Пятино - бывшее родовое имение Анненковых – расположено на территории Инзенского района Ульяновской области. Анненковы принадлежали к числу богатейших людей Российской империи конца 18-начала 19 вв. Летом 1825 г. за полгода до восстания декабристов в Пятино провел лето сын Аннековых Иван Андреевич Анненков вместе со своей будущей супругой француженкой Полиной Гебль.
                                     

    И.А. Аненнков                           П.Е. Анненкова (Гебль)  

         И. А. Анненков родился в семье, может быть, не слишком родовитой, но занимавшей прочное положение в русском обществе конца XVIII в. Его отец, Андрей Никанорович, служил в знаменитом лейб-гвардии Преображенском полку. В чине капитана он вышел в отставку и перешел в статскую службу, где стал советником нижегородской гражданской палаты в чине статского советника. Его мать, Анна Ивановна, была дочерью Ивана Варфоломеевича Якоби (Якобия), о котором в то время ходило немало легенд и анекдотов. Он начал службу при своем отце в Забайкалье в середине 1740-х гг. и дослужился до командира Селенгинского пехотного полка, с которым участвовал в русско-турецкой войне. За отражение турецкого десанта на Крымский полуостров в 1774 г. был награжден орденом Св. Георгия 3-й степени. Будучи наместником Астраханского края, вступил в острый конфликт с А. В. Суворовым, формировавшим там корпус для похода на юг. Независимость нрава и эксцентричность поведения обоих дали немало пищи для сплетников. В 1783 г. И. В. Якоби был назначен иркутским генерал-губернатором, а через 6 лет отстранен от должности в связи с расследованием многочисленных жалоб, поступающих на него из Иркутска. Правда, по результатам следствия в 1793 г. он был оправдан, но в обществе были уверены, что его огромное состояние было нажито не совсем праведно. Анна Ивановна нравом пошла в батюшку. Об ее экстравагантных поступках также немало судачили в светских гостиных. В 1803 г. похоронив и отца, и мужа, оставшись с тремя детьми на руках, она стала полновластной хозяйкой всех имений, приносивших большой доход. 
          Судьба Анненковых была настолько необычной, что великий французский романист А.Дюма-отец написал роман «Учитель фехтования». Роман пользовался колоссальным успехом в читающей Европе, а в России был запрещен императором. Дюма очень интересовался судьбой своих героев. Он посетил Симбирск, Нижний Новгород, по некоторым данным он побывал и в Пятино, родовом имении Анненковых. В Нижнем состоялась встреча писателя с уже состарившимися супругами Анненковыми.
            По биографии Анненковых снят фильм «Звезда пленительного счастья» (в главной роли И.Костолевский).
          Мать Анненкова не очень печалилась о сыне и мало заботилась о нем . Между тем началась отправка декабристов в Сибирь, со дня на день могли отправить и Анненкова. Но Полина Гебль –жена Анненкова  , женщина с удивительной судьбой ,задумала вырвать его из Петропавловской крепости и увезти за границу. На это нужны были деньги ,много денег , и она решила всеми возможными  и невозможными путями добиться свидания с матерью Анненкова, хотя знала , что попасть к ней было нелегко. Полине Гебль было известно о необычайном даже в те времена образе жизни этой чрезмерно богатой избалованной русской барыни. Здесь мы узнаем то ,что увидела в доме Анненковой Полина , выходило за пределы всякой фантазии. Дом Анненковой был огромный, никто не смел при ней громко разговаривать. В официантской комнате сидело постоянно двенадцать лакеев, стол ежедневно накрывался на сорок приборов, но сама она обедала в своей комнате. Сундуки  у нее были наполнены дорогими мехами ,редкими кружевами .
         Естественно , что воровство в доме было необычайное ,и постепенно все имения Анненковой оказались заложенными и перезаложенными, огромный дом и дача были проданы, а когда Анненкова умерла, в 1842 году,средства ее были уже довольно ограничены.  
          Лишь благодаря вмешательству родственников была спасена небольшая часть состояния, которая перешла впоследствии к ее сыну, когда он вернулся из ссылки.
         Наконец эти женщины встретились. Полина рассказала ей о своем намерении увезти ее сына за границу. Старуха резко прервала ее:
         - Мой сын – беглец!.. Я никогда не соглашусь на это, он  честно покорится  своей судьбе…     
       Иван Анненков после восстания был сослан в Сибирь на 20 лет. Вместе с ним в ссылку поехала и его жена Полина Гебль. А за полгода до этого они все лето гостили у матери в имении.
       После трагических событий, мать декабриста - Анна Ивановна заложила храм с молитвой о "непутевом" сыне. Так в селе появился великолепный по архитектуре каменный пятиглавый Троицкий храм. В рукописи XIX века о нем говориться:" Величественный пятиглавый Троицкий храм в селе Пятино выделяется среди церквей Симбирской епархии не только своими грандиозными размерами и необычайной выразительностью архитектуры фасадов, но и по-настоящему художественной отделкой всех внутренних помещений, особенно главного алтаря с его великолепной колоннадой и золоченой решетчатой сенью по всему алтарному своду..."

     

     КАМЕННЫЙ ПЯТИГЛАВЫЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ, ПОСТРОЕН В 1827-1832 г. Код памятника: 7300308000.


           Храм заложен владелицей имения, в память о покойном муже Александре Никаноровиче, а в большей мере, во искупление «грехов» их сына декабриста Ивана Александровича Анненкова, приговоренного к 20-ти годам каторги и сосланного в Сибирь. За полгода до восстания на Сенатской площади Анненков со своей невестой Прасковьей Егоровной ( Полиной Гебль) приехал в Пятино и провел все лето у своей матери. Удивительная судьба декабриста и его жены описана в романе А. Дюма-отца «Записки учителя фехтования, или восемнадцать месяцев в Санкт-Петербурге» («Mémoires d'un maître d'armes, ou dix-huit mois à Saint-Pétersbourg», 1840) пользовался в России большой известностью, хотя и был запрещен цензурою. В основу его легли рассказы бывшего учителя фехтования Огюстена Гризье, у которого брал уроки И. А. Анненков. История декабриста Анненкова (в романе: «граф Алексис Ванинков»), от которого отвернулась вся богатая родня и которому осталась верна лишь его любовница-модистка, пробившаяся к нему в Сибирь и ставшая его женою, в романе сильно идеализирована и смягчена. Сам Анненков превращен автором в «кающегося» заговорщика, не верившего в успех восстания, но принявшего в нем участие единственно ради того, чтобы его не признали трусом. Спустя двадцать лет после написания романа, великий французский романист совершил путешествие по России, во время которого встретился с Анненковыми в Нижнем Новгороде. Считается, что проект храма принадлежит Михаилу Коринфскому, который якобы разрабатывал его для Троицкого храма на Соборной площади Симбирска, но продал Анне Ивановне Анненковой по ее настоятельной просьбе. Так в селе Пятино появился великолепный по архитектуре каменный пятиглавый красавец - Троицкий храм - самый большой в уезде. Не раз здесь бывал поэт, писатель, краевед Дмитрий Петрович Ознобишин, чьи маршруты часто пролегали через Пятину. Уникальный памятник истории и архитектуры, Пятинский храм выстоял, пережив все революционные перевороты и войны. Однако нынешнее его положение очень печально: он разрушается и умирает, всеми забытый и заброшенный. Когда-то здесь был культурный центр края, ныне - голая степь... Колокола пятиглавого собора возвещали о праздниках православных и славе русской, о чести и подвигах сынов Симбирских - ныне лишь воронье выкрикивает черные пророчества... Неужели потеряем последнее, чем осталось гордиться?..."

    Мы верим, что этот архитектурный памятник не будет забыт и разрушен совсем. Мы хотели бы обратиться к ныне живущим, у кого есть силы и средства, помочь восстановить красоту этого храма.

    Литература:

    1.Пятиглавый красавец. – Мономах, № 2, 2004.

    2.Во глубине сибирских руд…/ А.Гессен. – М., Детская литература, 1969.

    3.Есть в России малиновый край…/ п/р И.М.Марфина. – Ульяновск, 1999.

    4.В добровольном изгнании./ Э.А.Павлюченко. – М., Наука, 1984.

    5. Топографическое описание Симбирского наместничества./ Т.Г.Масленицкий. – Облгосархив

    6.http:// diggers.su/forum/showthread.php?t=3499

    7.Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. – М., ЭКСМО, 2008.

    8.Россия. Иллюстрированная энциклопедия. – М.,ОЛМА, 2008

     

     

     

     

     

     

     
     
    МОУ Аргашская ООШ © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz