МКОУ Аргашская начальная школа

Здравствуйте, уважаемые гости нашего сайта!

Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте Аргашской школы.


Местные обряды и обрядовые песни сёл Аргаша и Городищ
Независимая оценка
Уважаемые родители! Вы можете стать участником независимой оценки качества образовательной деятельности. Для этого создана возможность электронного он-лайн опроса (голосования), расположенного в сети Интернет на сайте Рейтинг школ Ульяновской области по адресу: рейтинг-образовавние73.рф. Процедурой голосования предусмотрена оценка образовательной деятельности по 4 критериям. После выбора значения показателя необходимо отправить данные. Спасибо за участие в опросе!

Меню сайта

Новости

Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Праздники
Православные праздники

Праздники России
Праздники России

Статистика
Количество дней работы сайта

Ссылки на сайты
Президент России Правительство Ульяновской области Комитет по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области Рейтинг школ Блог министра образования Ульяновской области Уба Екатерины Владимировны Блог заместителя министра образования Ульяновской области Балашовой Ирины Владимировны Блог директора Департамента административного обеспечения Министерства образования Ульяновской области Кудряшовой Ларисы Викторовны Профессиональное образование в Ульяновской области
  • Управление образования
  • Про школу
  • УГСХА
  • Министерство образования Ульяновской области
  • Администрация района

  • Погода
    Аргаш

    Форма входа

    Приветствую Вас, Гость · RSS 23.10.2018, 15:04

    Местные обряды и обрядовые песни сёл Аргаша и Городищ

    Из опыта исследовательской работы учительницы русского языка и литературы МОУ Аргашская ООШ Долушкиной Галины Николаевны. Аргаш. 2010 год

            О, Родина! Так что ж так больно,
            Когда, прощаясь, журавли
            Оплакивают колокольно
            Далёкий свет родной земли?... 

          Край родной… Такой знакомый и всегда новый. Здесь новый и старый мир. Здесь наш отчий дом, здесь жили наши деды и прадеды. Здесь живут наши отцы и матери, которые ещё помнят старинные обряды, песни, предания. Изучая родной край, мы глубоко познаём нашу удивительную страну. Это познание формирует истинную любовь к Родине, к великой нашей России. 
          Наше село старинное, в ноябре 2006 года Аргаш отметил своё 350-летие. Оно славится песнями, обрядами и обычаями. Несколько лет экспедиционные отряды нашей школы собирают и записывают произведения устного народного творчества – песни, пословицы, легенды, игры и обряды. 
        Старинные народные песни по тематике большей частью любовные и семейные. Есть хороводные, игровые. Песня – стихотворное произведение, которое поётся в одиночку или хором. Песня может рассматриваться как поэзия и как музыка. Традиционные необрядовые лирические песни – это в большинстве песни крестьян. Они отразили жизнь и психологию крестьянства, особенность его мировоззрения. Традиционная крестьянская лирическая песня – это преимущественно песня бытовая. Она посвящена семейному быту, любви и семейным отношениям. Есть немало песен, в которых говорится о сердечных и нежных отношениях молодца и девушке. Для ласки нежности в этих песнях широко употребляют различные эмоциональные эпитеты « лапушка», « сударушка» . Однако, следует признать, что в песнях значительно полнее изображены любовные переживания девушки. И это неудивительно, так как сочинителями и исполнителями протяжных песен были по преимуществу женщины. Песни показывают, что любовь простой девушки очень нежная, застенчивая и глубокая. Любимого она называет « голубем», « ясным соколом». Во многих песнях рассказывается о том, что родители запрещали своей дочери любить милого, они не разрешали ей встречаться ей с ним. Большой печалью проникнуты песни, в которых говорится о разлуке девушки с милым. Так, в одной песне рассказывается о том, что , проводив милого, девушка не спала всю ночь , и её подушка « потонула в слезах», а когда она по утру раненько вставала, то «умывалась в слезах». 
        Существовала обрядовая поэзия. КОЛЯДКИ. Основу их репертуара составляют песни, в которых высказываются добрые пожелания. Особый мотив – мотив приплода скота. Центральной и главной формулой является пожелание урожая. А пожелание зависело от подарка: если подарок был щедрым, то и пожелания были хорошими. 

    КОЛЯДКА на Рождество.

    Коля, Коля, Коляда, 
    Посконная борода,
     На челе лежали,
     Во щи попали.
     А во щах-то пава 
    Пёрышки роняла, 
    Я их собирала,
     В коробочку клала,
    Шапочку шила.
     Кому эта шляпочка? 
    Сею, вею, просеваю, 
    С Новым Годом поздравляю?
     Нашему Федоту
     Давайте за работу?
     Целый да белый.
     Вы несите, не трясите,
    С праздником Вас!
    Кто не даст пирога-
     Разворотим ворота, 
    Кто не даст лепёшки –
    Разобьём окошки!

    (Записана со слов жительницы с. Городище Агеевой А.А. 1927 г.р.)

        ТАУСЕНЬ. Таусень – песни величавого характера. Главным мотивом является мотив счастливой крестьянской семьи, которая живёт в довольствии и достатке. Чаще всего таусени обращены к молодым людям, которым предстоит свадьба. Парень изображается как идеальный жених, а девушка как идеальная невеста. 
        СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ. Гадания – это обряд языческий. Люди хотели знать свою судьбу и верили в гадания. В гадании соединяются весёлая шутка и страх. Гадают у воды, в бане, в пустой избе, на перекрёстке. Гадали девушки в определённые дни с Рождества до Крещения. В Аргаше чаще всего гадали накануне старого Нового года, в Васильев вечер: собирались на перекрёстке дорог, надевали на голову лукошко и кружились со словами: « Полю, полю беленький снежок, где собачка залает, там мой миленький дружок»; ловили курицу, приносили в дом, насыпали пшена , наливали воды и ставили зеркало. Если курица подойдёт к зеркалу, жених будет форсун. Если подойдёт к пшену – богатый. Если к воде и будет пить – пьяница. После посиделок оставались ночевать в избёнке. Под голову клали колодец из лучинок и говорили такие слова: « Суженый, ряженый, приди ко мне за водой коня поить». Валенок кидали за ворота на улицу: куда ляжет носком – туда и замуж пойдёшь. (Гадания записаны со слов жительницы с. Городище Прокофьевой И.И. 1911 г.р.)

        ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДНОГО ХАРАКТЕРА. МАСЛЕНИЦА. Здесь соединялось несколько обрядов: в центре – встреча и проводы Масленицы, которая праздновалась неделю. Во время Масленицы пекли блины, зажигали масленичные костры и ходили к тёще на блины. В последний день Масленицы молодёжь села стаскивали со своих подворий солому в одно место и жгли, лепили из снега кукол. Днём устраивали игры с молодыми: молодых сажали в сани и садились друзья, молодых катали с гор. Стремление вступить в контакт с молодыми сохранился в селе до сих пор: тем, кто вступал с ними в контакт, то им сулили богатство, для молодёжи – счастливую супружескую жизнь. ПОСИДЕЛКИ. Собирались зимними вечерами молодёжь в кельи. Приносили с собой прялки и пряли шерсть. Вязали, вышивали. Сидели при лучине, было очень весело, пели песни, играли в разные игры. В кельи приходили молодые люди к девушкам, шутили над ними: то лучину потушат, то веретено спрячут. Досиживались до поздней ночи так, что домой идти боялись и оставались ночевать прямо в кельях. 
         ВЕСЕННИЕ ОБРЯДЫ. Встреча весны стала детским праздником: первый весенний праздник – закликание жаворонка. Поют песни- веснянки и подкидывают с крыши птичек, выпеченных из теста. Веснянки – древние песни-заклинания, которые основаны на древней вере в магию. Весенне-летний период обрядов в селе довольно скуден. В этот период почти отсутствуют народные праздники. Наступает время полевых работ: подготовка семян, инвентаря. Под влиянием церкви все соблюдали семинедельный пост, а затем следующий большой христианский праздник – ПАСХА. Хотя это православный праздник, но сохранились и языческие формы: пасхальный кулич – символ священного хлеба, крашение яиц, детские игры на праздник (катание яиц, катание на качелях).
         Но особым почётом в селе Аргаш пользовался праздник ТРОИЦА - особый праздник, праздник пробуждающейся природы. В центре праздника оказывается весенняя берёзка, символизирующая растительность и землю – матушку. Праздник проходил так : рано утром все шли в лес за берёзками; приносили берёзы и ставили их у крыльца, а ветками берёзы украшали избу внутри и снаружи; приносили домой зелёную молоденькую травку и бросали её на пол. Это был обряд украшения избы. Справившись со всеми домашними делами, молодые девушки и ребята шли на Девичий просек в лес. Гармониста подговаривали заранее и шли гурьбой по улице с песнями. Гармонист шёл впереди всех. С всех концов села молодёжь сходилась на Девичий просек. Здесь девушки вокруг берёз водили хороводы и завивали венки на берёзах. В обед все расходились по домам, девушки надевали другие наряды и собирались опять на Девичий просек. Игры, веселье, песни продолжались до вечера. Потом девушки опять шли домой и меняли наряды. 

    ПЕСНЯ, КОТОРУЮ ПЕЛИ НА ТРОИЦУ

    Красный крестик весной зеленеет, 
    Каждый клонится к солнышку куст.
    Расскажи ты мне, белая берёза,
    Про свою затаившую грусть.
    Али корни твои подсыхают 
    Али просто ты стала слабей
    Али птички к тебе не летают
    Покачаться на ветках , попеть. 
    Не о том я грущу и страдаю
    В каждой схватке и в каждом бою
    Жалко девушку мне молодую
    Боевую подружку мою.
     Круглолицая, чёрные брови,
    Косы длинные, словно как дым.
    Под серебряным инеем ночи
    Расставалась с любимым своим.

    ( Записано со слов жительницы с. Аргаш Паниной Е.Ф. 1932 г.р)

           Перед Троицей в субботу обязательно справлялись поминальные обряды – День памяти. Все шли на кладбище, убирали могилы, служили молебен, поминали своих родственников. Заканчивался праздник на Заговенье, через неделю после Троицы и считался как проводы весны и наступление лета. Собирались на перекрёстках дорог и шли на Матясову гору, где до ночи веселились. Так заканчивались весенние праздники, и начинались полевые работы вплоть до сбора урожая.
         В наше время сохранились некоторые элементы обрядовой и календарной поэзии, которые мы слышим и на свадьбах, и на праздниках. И надо отметить, что связь поколений не прерывается, у молодёжи есть желание продолжать эти традиции.
    МОУ Аргашская ООШ © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz